На заседании комитета по развитию информационных технологий и цифровой экономике обсудили внедрение системы электронных перевозочных документов (нужны для движения по территории России) и электронной транспортной накладной (e-CMR), используемой при пересечении границы
Открывая дискуссию, председатель комитета Р.Е. Горбунов отметил, что для нашего региона эти вопросы связаны, ведь любое перемещение товара или сырья для наших производителей становится трансграничным. «Мы ускоренно движемся к тому, что весь транспортный документооборот будет переведён в электронный вид», - подчеркнул Руслан Евгеньевич.
«С 1 января 2022 года все должны будут использовать электронные перевозочные документы, - заявил президент Калининградской ТПП Ф.Ф. Лапин. – После чего государство будет видеть, что происходит с перемещением грузов, кто и на какое расстояние перевозит. Сегодня такой прозрачности уже добились на железной дороге, на воздушном и морском транспорте. Теперь настало время автомобильного транспорта, самого массового. Важно понять, с какими издержками для бизнеса это будет реализовано».
Начальник департамента министерства развития инфраструктуры Калининградской области О.В. Кутин сообщил, что конечная цель этой новации законодательства - удобство для перевозчиков и гарантия безопасности, «однозначно, что внедрение электронных перевозочных документов - неизбежность сегодняшнего дня». Тем не менее, пространство для манёвра власть всё же оставила. Возможность перехода на электронный документооборот зафиксирована в «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», но не отменяет старый порядок: предприятия вправе работать по старинке, оформляя перевозочные документы на бумаге. «Речи нет, что бумажный документооборот будет как-то по срокам ограничиваться, - заверил Олег Викторович. - В минтрансе понимают, какой это объем документации. Возможности у перевозчиков разные и кардинальные изменения не планируются. Надеюсь, что через полгода в 2022 году, водители не будут предоставлять толстые папки на границе. Мы это нововведение поддерживаем, как это будет реализовано с точки зрения технологии говорить преждевременно, только в июле появились эти изменения в уставе. Предлагаю обсудить эту тему в конце года, чтобы все понимали, как это будет работать с 1 января 2022 года».
Феликс Феликсович Лапин заверил, что обсуждение этой новации законодательства продолжится и на других комитетах, в первую очередь, на комитете по транспорту и таможенной политике. «Сегодня мы проинформировали IT-сообщество, что появилась возможность предложить транспортным предприятиям технологию адаптации системы документооборота, - уточнил президент Калининградской ТПП. – Не все заточены на креатив, кому-то нужно заниматься реальной экономикой, 3-D принтеры еще не обеспечивают нас продуктами и товарами повседневного спроса. Нужно начинать решать эти задачи уже сегодня - поправки в Устав начинают работать с 1 января».
Не менее интересна для калининградских перевозчиков возможность использования электронной транспортной накладной при перемещении грузов через границу. Сопредседатель комитета Д.В. Евсютин и Е.А. Кабакова (исполнительный директор НП «Ассоциация центров поддержки малого и среднего предпринимательства Калининградской области») рассказали о проекте DINNOCAP по развитию цифровой экономики в странах Балтийского моря, посвященном вопросам синхронизации международного документооборота, содействию транснациональной совместимости. Одной из частей проекта как раз является внедрение технологии e-CMR.
Сейчас идёт вопрос согласования протоколов, чтобы страны признавали e-CMR, выданные на зарубежных территориях. Это форматы данных, действительность электронной подписи и т.д. Создаётся система индексных серверов, которая обеспечит одновременное появление сгенерированного документа во всей системе.
По мнению Дениса Валерьевича Евсютина, эта технология не только снизит расходы на оформление груза примерно в 6 раз, благотворно отразится на экологии (будет сэкономлено 8 млрд листов бумаги и спасено 900000 деревьев), но и сделает перевозки прозрачными.
«Будет видно, когда начата перевозка, когда закончена, - рассказал Евсютин. - Есть возможность интеграции с различными системами. Для таможенной службы – это возможность осуществлять предварительный автоматический контроль документов на границе, автоматизированный сбор данных для формирования статистики, для налоговой службы – это поступление в режиме реального времени информации о том, был ли вывезен товар. Это осуществление дистанционного весогабаритного контроля без остановки транспорта и т.д. Увеличится прозрачность процесса перевозки, но коммерческая информация сохранится в тайне».
Как это работает? У водителя вместо пачки документов – QR-код, по которому контролирующие органы получают полную информацию.
Индексные серверы запущены в Литве, Норвегии, Польше, Латвии, Швеции, Дании, Эстонии. Белоруссия отрабатывает технологи в режиме эксперимента.
«Приглашаем к участию перевозчиков, компании – экспедиторы, которые готовы попробовать технологию», - призвал Д.В. Евсютин
« Я полностью поддерживаю вас, дадим слово на заседании комитета по транспорту. Но нужно быть готовым ответить на предметные вопросы транспортников», - резюмировал Ф.Ф. Лапин.




