Представляем вашему вниманию ответы руководства Федеральной антимонопольной службы на вопросы членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Bопрос, поступивший от президента Калининградской TПП Ф.Ф. Лапина.
Обеспечение транспортной доступности Калининградской области (раздел 6 комплексного плана («дорожной карты»), утвержденного поручением аппарата Правительства Российской Федерации №MX-350-3267 от 15.03.2021).
Планом предусматривается установление конкурентоспособных тарифных условий для транзитных железнодорожных грузоперевозок, внесение изменений в Прейскурант 10-01, предусматривающих введение унифицированного коэффициента, применяемого при определении платы за перевозки грузов с участием Калининградской железной дороги, с целью формирования стоимости оказания услуг на перевозки всех номенклатур грузов железнодорожным транспортом в/из Калининградской области из/в Российской Федерации за общее расстояние перевозки, включая транзит по территориям Республики Беларусь и Литовской Республики, на уровне стоимости перевозок гpyзoв на аналогичное расстояние по основной территории Российской Федерации. (Сроки исполнения плана - апрель-май 2021 года).
Ведется ли в настоящее время ФАС России совместно с ответственными министерствами — Минэкономразвития РФ, Минтрансом России, научными организациями разработка новой редакции Прейскуранта №10-01, в которой предполагается учесть необходимость установления конкурентоспособных тарифных условий для транзитных железнодорожных грузоперевозок?
Ответ:
Boпpoc обеспечения транспортной доступности Калининградской области ранее прорабатывался ФАС России совместно с Минтрансом России, Минфином России, OAO «РЖД». В связи с изменением условий организации грузового сообщения с Калининградской областью требуется дополнительная проработка данного вопроса.
Вопрос от Комитета TПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, председатель Шафраник Ю.Е.
Реформа в электроэнергетике предполагала создание высококонкурентного рынка электроэнергии и мощности. Сегодня мы наблюдаем, что рынок есть, но:
- он охватывает не более 25% объёма вырабатываемой энергии,
- договоры поставки мощности, рассчитанные на инвестирование средств в развитие и модерниsацию энергетического комплекса, не являются инструментом рынка,
- программы развития и модернизации электроэнергетики ДИМ-1 и ДПМ-2 реализуются с низкой эффективностью. Новые мощности простаивают. Часть новых блоков используется в диапазоне от 0 до 15 %. Модернизация тепловых станций по программе ДИМ-2 превратилась в капитальные ремонты, которые не способствуют внедрению новейшей техники и технологий, не стимулируют промышленность на выпуск современной продукции;
- в стране создан большой объем резервных мощностей, а тарифы на электроэнергию pacтут. Предприятия - потребители вынуждены переходить на собственную генерацию. Объемы распределенной энергии pастут;
- перекрестное субсидирование, по существу не рыночный инструмент. Оно достигло небывалых размеров. Называют цифры в более 300 млрд руб. Явно сдерживает развитие промышленности;
- отсутствуют региональные рынки электроэнергии, все решается через центр;
-на рынке электроэнергии отсутствуют прямые договоры между производителем и потребителем энергии;
- в электросетевом комплексе низкая эффективность, пропускная способность передачи электроэнергии используется лишь на 30 %. Высокие потери при передаче. Продолжает работать котловой метод оплаты передачи электроэнергии,
- большое количество посредников на передаче энергии.
Реформа не привела к повышению эффективности энергетического комплекса. Более тoгo, вынуждены признать, что производительность труда по сравнению с советским периодом снизилась.
Как Вы видите возможности развития рынка электроэнергии и мощности? Что будет сделано ФАС России по развитию рынка электроэнергии?
Ответ:
С 2003 по 2008 год был реализован переходный период реформирования электроэнергетики в России. Ключевым направлением реформирования электроэнергетики помимо структурной реформы являлся переход от тарифного регулирования к формированию цен на электроэнергию на рыночной основе.
Был осуществлен переход к двухуровневому устройству рынка (оптовый и розничные рынки) и раздельное обращение электроэнергии и мощности (рынок двух товаров).
В результате масштабных структурных преобразований радикально изменилась структура электроэнергетики России. Из региональных вертикально интегрированных энергосистем были выделены конкурентные виды деятельности по производству и сбыту электроэнергии, а также естественно-монопольные виды деятельности, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением.
Также за последние 10 лет было осуществлено объединение зон свободного перетока с 29 до 20, что привело к росту количества поставщиков во вновь образовавшихся зонах. Таким образом, усилилась конкуренция среди поставщиков оптового рынка.
Необходимо отметить, что эффективность работы рынка электроэнергии отражается в динамике рыночных показателей.
Так, нерегулируемая одноставочная цена электрической энергии с учётом мощности на оптовом рынке в 2021 году совокупно по ценовым зонам выросла по отношению к 2020 году примерно на 4,9 %, что ниже темпов инфляции.
В целом за последние 10 лет цена на электроэнергию складывалась не выше прогноза социально-экономического развития, а в некоторые годы снижалась.
Совершенствование рыночных механизмов является одним из важных направлений антимонопольной политики. Ряд соответствующих предложений были инициированы и включены в стратегические документы.
Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года предусмотрены мероприятия по развитию рынка электроэнергии и мощности:
-модернизация конкурентных моделей оптового и розничного рынков в электроэнергетике с обеспечением равноправия поставщиков и потребителей в формировании рыночного равновесия эффективных механизмов и ценовых сигналов для инвестиций, в том числе увеличение объемов поставок по прямым договорам;
-совершенствование конкурентных механизмов долгосрочной оптимизации баланса мощности, отбора и оплаты проектов в генерации и у потребителей по методам гарантирования доходности инвестиций совместно с развитием практики двусторонних долгосрочных договоров и биржевых инструментов хеджирования рисков;
- разработка рыночных механизмов, стимулирующих потребителей к активному участию в формировании розничного рынка электрической энергии (управление спросом посредством участия в регулировании графика нагрузки), с применением, в том числе, технологии хранения и аккумулирования электрической энергии и ее воспроизводства.
Одним из эффективных инструментов развития конкуренции на рынках электрической энергии (мощности) будет являться внедрение новых современных конкурентных механизмов.
Одним из таких инструментов является внедрение механизма управления спросом на электрическую энергию и мощность, целью которого является снижение платежей за электроэнергию путем ограничения потребления в пиковые часы нагрузки, за что и агрегатор, и его потребители будут получать плату.
С 2019 года началось внедрение новых механизмов, направленных на стимулирование развития конкуренции на розничных рынках электроэнергии (мощности) и снижение цены для потребителей.
В настоящее время запущен пилотный проект, целью которого является формирование агрегаторов управления спросом розничных потребителей как нового типа участников энергорынка.
За время проведения пилотного проекта с 2019 года объем услуг по управлению спросом на розничном рынке электроэнергии по 1 и 2 ценовым зонам оптового рынка увеличился более чем в 10 раз — с 50 до 963 МВт, что соответствует суммарной мощности двух крупных энергоблоков, а количество регионов присутствия проекта превысило 50.
В общей сложности в пилотном проекте приняло участие более 70 компаний-агрегаторов, представляющих более 300 объектов управления, каждый из которых, в свою очередь, состоит из энергопринимающих устройств одного или нескольких потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 № 2492, пилотный проект продлен до 2022 года.
Введение указанного механизма позволит снизить необходимые резервы в энергосистеме, исключить строительство избыточной генерации и снизить платежи за мощность.
Вопрос вице-президента TПП РФ Падалко В.И.
По мнению предпринимательского сообщества, ставки эквайринга при проведении безналичной оплаты банковскими платежными картами в Российской Федерации слишком высоки. Доля таких платежей в розничном товарообороте неуклонно растет. По прогнозу ЦБ РФ объем всех видов безналичных платежей на розничном рынке к 2023 году увеличится до 39,5 трлн руб. с 33 трлн руб. в 2021 г. Доля платежей банковскими картами вырастет до 60 % в общем объеме платежей.
Вместе с тем операторы платежных систем и банки продолжают удерживать высокий уровень тарифов (от 1,5 % до 2,5 % от суммы платежа), взимаемых при оплате товаров и услуг банковскими картами. Более того, тарифы, устанавливаемые международными платежными системами в России, выше, чем в других странах (в странах Евросоюза - на уровне 0,3 %), и продолжают расти. Так, MasterCard повысила ставки межбанковских комиссий на 30-50% в апреле 2021 года, Visa объявила о повышении тарифов с 2022 года.
Это приводит к тому, что в отдельных секторах потребительского рынка объем платежей за эквайринг уже вышел на третье место в структуре затрат предприятий торговли. Предприятия торговли продолжают оставаться заложниками этой ситуации и плательщиками «квазиналога» с оборота, взимаемого со всей товаропроводящей сети «от поля до прилавка», в пользу банков и платёжных систем. Особенно страдает малый бизнес, тарифы для него выходят за все разумные пределы.
В условиях растущих в последнее время цен на продовольствие и непродовольственные товары, сохранение существующего положения в сфере комиссий за оплату банковскими картами представляется неприемлемым и несправедливым. Система быстрых платежей (СБП) не может выступать адекватной альтернативой платежам по картам, поскольку большинство покупок по-прежнему совершается через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Почему бизнес должен платить за перевод платежей по эквайрингу в разы больше, чем пpocтo обычный электронный платеж (20 руб). Какие такие расходы несут банки, взимая такую комиссию? Этo грабеж!!! Необходимо снизить минимум до 0,5 %, а то и меньше.
Планирует ли Федеральная антимонопольная служба обсуждение возможных мер по оптимизации существующих механизмом формировании тарифов за оплату товаров и услуг на потребительском рынке Российской Федерации ?
Ответ:
Расходы предприятия на обеспечение безналичных способов оплаты определяются выбираемыми потребителями вариантами оплаты — с помощью карт платежных систем Visa, Mastercard или МИР, а также QR-кодов Системы быстрых платежей Банка России (СБП) или SberPay.
В ходе проведенного антимонопольной службой анализа стоимости услуг эквайринга для ряда TCП было установлено, что около трети опрошенных кредитных организаций используют индивидуальный подход к каждому клиенту при определении стоимости услуг эквайринга при рассмотрении всех характеристик TCП: от оборота организации до количества торговых точек.
Со 2 августа 2019 года Банку России на законодательном уровне предоставлено право при необходимости определять максимальный размер стоимости услуг эквайринга. Этим правом Банк России уже пользовался ранее, установив верхний предел в размере 1 % для оплаты отдельных товаров (услуг) в сети «Интернет» на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года и в размере 1 % для оплаты различных медицинских услуг на период с 1 июня по 30 сентября 2020.
Советом директоров Банка России 18 марта 2022 года было принято решение временно установить максимальное значение эквайринговых комиссий на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года на уровне 1 % для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. К ним относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов. Кроме того, в список вошли компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров.
Кроме того, одним из способов снижения издержек предприятий при организации безналичной оплаты, в том числе с использованием QR-кодов СБП, может являться начисление потребителям дополнительных повышенных баллов «cashback» и иных бонусов в рамках программ лояльности, а также предоставление скидок за использование более дешевого для предприятия варианта оплаты.
Применение данного механизма повысит мотивацию для потребителей использовать альтернативные варианты оплаты, а также будет способствовать созданию стимулов для конкуренции между платежными системами и иными вариантами оплаты.
Вопрос от Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, председатель Широков А.В.
Структура тарифов на любые коммунальные ресурсы остается закрытой для потребителей, и это объясняется некой коммерческой тайной как поставщиками ресурсов, так и органами ФАС России, утверждающими соответствующие тарифы. Но такое положение не может действовать на всегда монопольных рынках продажи ресурсов гарантирующими поставщиками.
Готова ли ФАС России обеспечить открытость структуры(всех составляющих) любых тарифов на коммунальные ресурсы?
Ответ:
Информация о регулируемых тарифах на коммунальные услуги и параметрах, их составляющих и определяющих, в установленном порядке подлежит раскрытию.
В частности, Правительством Российской Федерации утверждены Стандарты раскрытия информации, которые устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию регулируемыми организациями, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов.
Формы размещения информации в соответствующих регулируемых сферах ЖКХ, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования», утверждены приказами ФАС России.
Так, согласно Стандартам регулируемой организацией подлежит раскрытию информация, в том числе в части основных показателей ее финансово- хозяйственной деятельности, включая структуру производственных затрат (в части регулируемой деятельности), которая содержит в том числе сведения:
-о выручке от регулируемой деятельности (тыс. рублей) с разбивкой по видам деятельности;
-о себестоимости оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей) в разрезе статей затрат;
-о чистой прибыли по регулируемому виду деятельности с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации (тыс. рублей).
Раскрытие информации регулируемыми организациями согласно Стандартам раскрытия информации осуществляется путем:
-размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования»;
-опубликования в печатных изданиях (в предусмотренных Стандартами № 564 случаях);
-предоставления информации на безвозмездной основе на основании запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.
Кроме того, в настоящий момент активно прорабатываются и другие механизмы повышения прозрачности тарифного регулирования. ФАС России полагает, что для достижения указанной цели необходимо два основных элемента:
-введение «института» советов потребителей;
-развитие цифровой инфраструктуры тарифного регулирования — информационной системы «ЕИАС».
На достижение указанных целей направлена основная законотворческая инициатива ФАС России — проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».
Законопроект закрепляет правовой статус советов потребителей и их полномочия по участию в процессах государственного регулирования ценообразования. По замыслу ФАС России, советы потребителей должны обеспечить доступ представителей потребителей к информации о составляющих регулируемых цен (тарифов). При этом посредством советов потребителей будет обеспечено централизованное и «экспертное» участие потребителей в ценообразовании, что позволит исключить в том числе риски раскрытия коммерческой тайны.
Кроме того, законопроект определяет правовой статус информационной системы «ЕИАС». В настоящий момент указанная информационная система уже позволяет успешно решать ряд проблем в сфере тарифного регулирования, обеспечивает оперативный и полный обмен информацией между регулируемыми организациями, региональными и федеральными регулирующими органами. Вместе с тем в настоящий момент информационная система «ЕИАС» предусмотрена исключительно ведомственными нормативными актами ФАС России. Для расширения функциональных возможностей системы требуется законодательное закрепление ее статуса и функционала, которое в том числе позволит обеспечить необходимое финансирование для дальнейшего развития системы.
Вопрос Генерального директора Ассоциации Российских фармацевтических производителей Дмитриевой В.А.
1. Лекарственные препараты, предельные отпускные цены на которые регистрировались много лет назад с 2009 года, оказались в неконкурентной ситуации по сравнению с вновь регистрируемыми препаратами из-за того, что уровни повышения цен в рамках постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010г. №865 не позволяют компенсировать реальные изменения затрат и достичь уровня рентабельности по многим препаратам.
Предлагаем рассмотреть возможность единоразовой индексации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, чьи цены были зарегистрированы в 2009-2014 rr., до верхнего уровня цен на аналогичные лекарственные препараты в рамках одного MHH, зарегистрированных по новой методике после 2014 года.
Ответ:
В настоящее время существует разработанный при участии Федеральной антимонопольной службы механизм перерегистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно важные лекарственные препараты на экономически обоснованный уровень в случае их дефицита (или рисков его возникновения), предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771.
Так, с даты вступления в силу постановления № 1771, установлено 256 цен в отношении 56 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов (MHH) (в 2020 году — 17 цен в отношении 6 MHH, в 2021 году — 182 цен в отношении 40 MHH, в 2022 году — 57 цен в отношении 10 MHH).
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен и успешно применяется механизм увеличения предельных отпускных цен на экономически обоснованный уровень.
Следует отметить, что по мнению ФАС России, единовременная индексация всех зарегистрированных в 2009-2014 rr. предельных отпускных цен до верхнего уровня цен на аналогичные лекарственные препараты в рамках одного MHH содержит риски необоснованного увеличения цен на лекарственные препараты, в отношении которых такого увеличения цен не требуется и, как следствие, содержит риски необоснованного увеличения расходов бюджетных средств и личных средств населения.
2.Интернет-рынки, онлайн реклама набирают серьезные обороты для быстрого продвижения продукции и информирования широкого круга потребителей, однако этот сегмент рынка еще недостаточно нормативно урегулирован, а контроль в этой сфере имеет существенное значение для социально значимой фармацевтической отрасли. Фармкомпании все чаще сталкиваются с незаконным манипулированием рынком с использованием сети Интернет, и особенно остро это наблюдалось в период нарастающей пандемии в отношении противовирусных препаратов.
Представляется целесообразным подготовка изменений в Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях пресечения распространения недостоверной общественно-значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, связанной с сообщениями (отзывами) и иной информации о применении лекарственных препаратов, а равно о свойствах и характеристиках лекарственных препаратов, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан.
Ответ:
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены в статье 24 Федерального закона «О рекламе». При этом реклама рецептурных лекарственных средств в сети «Интернете» запрещена, реклама данного вида лекарственных средств в принципе допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Для рекламы лекарственных средств безрецептурного отпуска ограничений по местам размещения Федеральным законом «О рекламе» не установлено, соответственно, такая реклама допускается к размещению и в сети «Интернет».
Однако к такой рекламе статья 24 Федерального закона «О рекламе» предъявляет требования к содержанию, в первую очередь, связанные с запретом стимулирования самолечения, а также введения в заблуждение потребителей.
В частности, данная статья запрещает гарантировать положительное действие, эффективность и безопасность рекламируемого лекарства, выходить за пределы сведений в инструкции по применению лекарственного средства при указании в рекламе его свойств и характеристик, создавать впечатление ненужности обращения к врачу.
Также в силу статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе любых товаров, в том числе в рекламе лекарственных средств, запрещается размещать несоответствующие сведения, приводить некорректные сравнения, вводить потребителей в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации.
В случае выявления нарушений Федерального закона «О рекламе» антимонопольные органы применяют меры административного воздействия.
Boпpoc Президента TПП Брянской области Катянина А.В.
В Брянской области утвержден единый тариф за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области. Организации и индивидуальные предприниматели платят за услуги по утилизации ТБО исходя из площади своего помещения (офиса) без учета специфики деятельности.
Пример: организация использует свой офис как демонстрационный зал, в котором размещены образцы продукции и менеджер, принимающий заказы. В данном офисе в принципе нет коммунальных отходов, но организация вынуждена платить региональному оператору за услуги, которые ей фактически не оказываются. Установить свой индивидуальный контейнер нет возможности и нецелесообразно - нет мусора!
Причина: отсутствует методика расчета индивидуального тарифа за вывоз ТБО.
Предложения по решению. Разработать и утвердить единую и обязательную для применения во всех регионах РФ методику по расчету индивидуального тарифа на вывоз ТБО.
Ответ:
В соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальная плата конкретного потребителя за услугу по обращению с TKO формируется исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с TKO, установленного в соответствии с положениями Основ ценообразования в области обращения с TKO, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с TKO, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16, и соответствующего объема TKO,определяемого в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее — Правила коммерческого учета). В силу подпункта «а» пункта 5 и пункта 6 Правил коммерческого учета в цепях осуществления расчетов с собственниками TKO коммерческий учет осуществляется расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления TKO, выраженных в количественных показателях объема количества и объема контейнеров для накопления TKO, установленных в местах накопления TKO.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена необходимость наличия соответствующей контейнерной площадки для возможности расчета с региональным оператором «по факту». В ином случае расчет будет производиться в соответствии с нормативами накопления TKO, утвержденными соответствующими органами власти.
Порядок определения нормативов накопления TKO установлен Правилами определения нормативов накопления TKO, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее — Правила № 269).
Согласно положениям Правил № 269 нормативы накопления TKO устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации), в том числе дифференцировано в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами (физических и юридических лиц) и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Boпpoc Президента TПП Республики Коми Колмакова Ю.А.
Субъекты MCП поднимают вопрос о ценообразовании интернет провайдерами услуг подключения к сети «Интернет» для юридических лиц в сравнении с потребителями - физическими лицами.
Например: при нахождении в одном здании стоимость 1мб/с для хозяйствующего субъекта составляет 214 рублей, тогда как для физического лица — 7 рублей. Порядок формировании тарифа в публичном доступе отсутствует.
Причины разницы в тарифе в 30 раз, обусловленные статусом пользователя услуги, по мнению предпринимательского сообщества, могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Проводила ли ранее ФАС России проверку формирования тарифов но предоставления указанной услуги? Если нет, будет ли проводиться такая проверка?
Ответ:
В части вопроса о размере цен (тарифов) на телематические услуги связи (Интернет), устанавливаемые операторами связи, сообщаем, что антимонопольный орган не определяет условия ведения предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, а осуществляет функции контроля за антиконкурентными действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также за ограничивающими конкуренцию соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 44 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2021, тариф на предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных устанавливается оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Право оператора связи на самостоятельное установление, изменение, в том числе вывод из коммерческого оборота тарифов на оказываемые услуги прямо предусмотрено действующим законодательством. Состав затрат, учитываемых при формировании тарифа, также устанавливается оператором связи самостоятельно.
В части проверки формирования операторами связи тарифов на предоставление услуг доступа к сети «Интернет» сообщаем, что ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг цен на оказание услуг связи.
При наличии у оператора связи доминирующего положения на рынке услуг связи и признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России принимаются меры антимонопольного реагирования.
Услуги доступа к сети Интернет для физических и юридических лиц имеют ряд отличий.
Технологические особенности предоставления услуги интернет в офис существенно разнятся от способа получения интернета, которым пользуется частное лицо. Например, подключая корпоративного клиента, оператор связи прокладывает отдельный канал. Также конечное оборудование, которым пользуются юридические лица, гораздо сложнее и дороже. Как правило, для интернета в офисе используется оборудование абсолютно другого класса качества, повышенной надежности и отказоустойчивости, с налаженным управлением по удаленному доступу.
Также для корпоративного клиента провайдер гарантированно держит выделенную линию, независимо от того, пользуются ли ею в данный момент или она временно пустует. А, например, в многоквартирном доме оператор может варьировать линиями подключения в зависимости от нагрузки.
Техподдержка для юридических лиц, как правило, осуществляется на более высоком уровне и в кратчайшие сроки. Устанавливаю более высокий тариф для юридического лица по сравнению с физическим, оператор связи берет на себя обязательства мгновенно реагировать на различные сбои в работе, ведь это чревато штрафными санкциями, предъявлением «упущенной выгоды» и т.д.
Для физических лиц заявленный трафик в договоре весьма условный. Поэтому, переводя пользователей с одной линии на другую, менее загруженную, провайдер имеет возможность экономить трафик, купленный у магистрального провайдера по определенной цене. В то же время корпоративный клиент получает свою заявленную скорость интернета в полном объеме, так как предусмотрено договором и в любое время суток, что также сказывается на формировании тарифа.
Более высокое качество оборудования и технологические особенности обуславливают отличие тарифа для юридических лиц от тарифа для физических лиц.
Кроме того, сравнение физических лиц (неопределенный круг потребителей) и других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности является некорректным.
Так, Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 10 Закона о защите конкуренции внесен ряд изменений. В частности, конкретизированы положения относительно злоупотребления доминирующим положением в форме ущемления интересов других лиц.
Рассматриваемая форма злоупотребление доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:
а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;
6) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
Исходя из рассматриваемой формулировки, ущемляемые интересы должны непосредственно затрагивать именно предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта.
Вопрос от Союза операторов железнодорожного транспорта, Врио исполнительного директора Банковский П.С.
1.В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 N 2991-p «О долгосрочной тарифной политике в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования» тарифы на железнодорожные перевозки рассчитываются по формуле «инфляция минус» на период до 2025 г. По поручению Председателя Правительства РФ федеральные ведомства (Минэкономразвития России, Минтранс России и ФАС России) совместно с OAO «РЖД» должны представить новую тарифную модель, которая придёт на смену Прейскуранту 10-01 с 1 января 2026 года. По сообщениям СМИ параметры новой модели уже обсуждаются. Какие принципы, по мнению ФАС России, должны быть заложены в новую тарифную модель, которая придёт на смену Прейскуранту Ј0-0ї с 1 января 2026 года?
Ответ:
При формировании новой модели государственного тарифного регулирования считаем целесообразным рассмотреть возможность продления практики установления долгосрочных тарифов на период после 2025 года с ограничением их роста по формуле «инфляция минус» как зарекомендовавшей себя в условиях кризиса.
Также рассмотреть сохранение основных подходов к установлению тарифов на грузовые перевозки, предусмотренных в действующем Положении о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №643.
Справочно: постановление от 05.08.2009 № 643 предусматривает:
«Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах:
а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов <...>,
6) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования,
в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы».
2.Следует ли перенести срок ввода в действие тарифной модели с учётом тoгo, что до её запуска осталось менее 5 лет, а инвестиционные циклы многих предприятий в среднем начинаются от 7 лет?
Ответ:
Boпpoc о переносе сроков ввода нового тарифного прейскуранта целесообразно рассматривать с учетом результатов работы по новой модели государственного тарифного регулирования. В зависимости от степени преемственности новой модели Минэкономразвития России, ФАС России совместно с рынком и OAO «РЖД» будет решаться вопрос о целесообразности переноса сроков.
3. Готова ли ФАС России стать основной площадкой для диалога о перспективах тарифной реформы между государством и бизнесом?
Ответ: ФАС России готова стать основной площадкой для диалога о перспективах тарифной реформы между государством и бизнесом. ФАС России является федеральным органом исполнительной власти по тарифному регулированию, в том числе в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Вопросы новой модели государственного тарифного регулирования тарифов отнесены к непосредственной компетенции ФАС России.
4. Согласна ли ФАС России, что существующий объем перекрестного субсидирования (в первую очередь речь идет о перевозках энергетического угля на экспорт) не позволяет развивать железнодорожную инфраструктуру должным образом?
Ответ: Изменение структуры перевозок и увеличение доли низкодоходных перевозок, в том числе угля, безусловно привели к изменению финансовой модели и доходности грузовых перевозок. Балансировка долгосрочной финансовой модели OAO «РЖД» на период до 2025 года была произведена в 2018 году по решению Правительства Российской Федерации.
5. Каково отношение ФАС России к предложению начать постепенно, не дожидаясь 2026 года, сокращать объем перекрестного субсидирования по перевозкам энергетического угля, начиная со следующего года? Считает ли ФАС России возможным установить правило, в соответствии с которым общий тариф OAO «РЖД» при любой перевозке груза не должен быть ниже фактических затрат по перевозочной деятельности, включая нормативный уровень рентабельности (при этом инфраструктурная часть тарифа может быть выше или равна нулю?
Ответ: ФАС России обеспечено применение долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 N 2991-p «О ежегодных темпах роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования» (далее — распоряжение № 2991-p) и приказом ФАС России от 10.12.2015 № 1226/15 определен темп роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляция минус 0,1 процентного пункта.
В текущей модели государственного тарифного регулирования в пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 установлено, что «Минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг)».